Логика Исаева

Город-спутник Талгар с 45-тысячным населением во многом не похож на своих «близнецов». В последние два-три года он заметно благоустроился, на улицах навели порядок и чистоту. Новый аким наладил вывоз мусора, который местные жители сортируют в мешки разного цвета — пластмассу, стекло, бумагу отдельно. Нет здесь проблем с водоснабжением, теплом и газом, а пенсионеры без задержки получают пенсии. Наверно, поэтому сюда за опытом ведения и обустройства хозяйства приезжают многие «малые» градоначальники.

— Выплата пенсии — заслуга Правительства и областного акимата, — улыбается аким Талгара Сапархан Исаев. — А обеспечить многоэтажки котлами автономного отопления помог районный акимат.

Замечаю, что в коридоре городской администрации я не встретил ни одного посетителя, возможно, не приемный день?..

— Знаете, когда три года назад я занял кресло акима, то недели две из-за текучки не мог заняться проблемами благоустройства, безработицы. Горожане брали на абордаж мой кабинет с раннего утра. Одним нужна была пустяковая справка, другие хотели поставить печать, третий жаловался на соседа, что тот занял часть территории его огорода.

Проблема решилась сама собой, когда в акимате восстановили квартальные уличные комитеты. Для этого Исаев провел полсотни встреч с местными жителями, на которых пришлось отстаивать свое предложение. С большим скрипом, но горожане поверили в нового акима и его идею. Так, с начала 2001 года было образовано 30 комитетов, определены их территории. На общем собрании граждан утвердили их права и обязанности. А избранные председатели прошли учебу в филиале Урбан-института США в Алматы по программе местного самоуправления.

Кроме приема по личным вопросам и выдачи справок, комитеты взяли на себя обязанности по благоустройству дворовых территорий, очистке оросительных сетей, вывозке мусора. Быстро и без проволочек они и навели порядок в городе. Словом, местное самоуправление себя оправдало...

— Комитеты самодостаточны. Лишь время от времени нужно корректировать их действия и направлять усилия в нужное русло, — считает градоначальник.

Об опыте талгарской администрации прослышали в других малых городах страны. В августе прошлого года в Талгаре побывала делегация Рудного.

Исаев — седьмой по счету аким Талгара. Он уроженец здешних мест и раньше работал в строительных организациях. Три года назад новый градоначальник первым делом объехал знакомые улицы — шокировали десятки стихийных свалок, на которых скопилось почти 10 тысяч тонн отходов. Убрать мусор оказалось проблемой не из легких. Коммунальное предприятие было скорее мертво, чем живо — не хватало техники и рабочих рук.

Так было создано еще одно частное коммунальное предприятие «Саби». Сейчас оно вывозит бытовые отходы по договору с квартально-уличными комитетами. Оплачивают услуги жители: 25 тенге в месяц с человека, проживающего в частном доме, и 48 — в многоэтажках.

В октябре прошлого года Исаев и еще девять акимов малых городов Казахстана побывали в США. В течение месяца они знакомились с практикой руководства малых американских городов в решении экономических и социальных вопросов. Больше всего запомнился уютный Тусон.

Применять зарубежный опыт в Талгаре Исаев начал... с обустройства городской свалки. Ему понравилось, как в Тусоне на полигоне по обеззараживанию твердых бытовых отходов сортируют бумажную макулатуру, перерабатывают стекло, пластмассу в специальных печах, получают из них минеральные удобрения. Область выделила 5 миллионов тенге на разработку и воплощение его проекта. С помощью районного акимата городу отвели пять гектаров земли под полигон. В декабре подрядчик ТОО «Агро-Есикстрой» обещает сдать объект в эксплуатацию. В перспективе аким планирует установить на полигоне печи для сжигания отходов, а их тепло использовать для обогрева овощных и цветочных теплиц. Уже сейчас бытовые отходы — пластмассу, стекло, бумагу — жители собирают в разные по цвету мешки, которые коммунальные службы вывозят на полигон по графику.

Мусор мусором, а приоритетом в работе местная администрация считает борьбу с бедностью и безработицей. Городская комиссия по социальной защите и занятости населения только в этом году оказала адресную помощь 102 многодетным и малоимущим семьям на сумму два миллиона тенге. 15 человек были устроены в дом престарелых, 20 детей из малоимущих семей за счет города пошли в детский сад «Ковчег». Для талгарских инвалидов и участников Великой Отечественной войны проезд в городском транспорте бесплатный.

На местных предприятиях, в сфере малого и среднего бизнеса только с начала года удалось трудоустроить 216 человек. Так список безработных за пару лет сократился на тысячу человек. Сегодня на учете числится всего 184 безработных. Все они получают социальное пособие и заняты на общественной работе: помогают ремонтировать тротуары, арычную сеть.

Сапархан Исаев — сторонник застройки городских территорий по единому генеральному плану. Проект территориального плана развития города Талгара до 2030 года подготовили в акимате прошлой осенью совместно с международным Урбан-институтом. Областному отделу архитектуры осталось только поддержать проект. Впредь торговые центры, административные и жилые здания будут строиться в соответствии с генпланом и на конкурсной основе. Поэтому в штате акимата города с пятидесятитысячным населением, считает Исаев, должен быть свой архитектор и землеустроитель.

«Головная боль» Талгара, как всех без исключения малых городов, — проржавевшая система водоснабжения и канализации. Здесь в день бывает по три-четыре порыва, и жители целых улиц, жилых кварталов порой сутками сидят без питьевой воды. Исаев показал несколько копий писем, отосланных сенаторам, депутатам Мажилиса Парламента, в Комитет по водным ресурсам Минсельхоза. Он добился своего. По программе развития малых городов Талгару выделили 50 миллионов тенге. Сейчас реконструкцией водовода, четырех водозаборов и насосных станций занимается выигравшая тендер компания «Алматыинжстрой». Из районного бюджета также выделили 10 миллионов тенге на капитальный ремонт центральной улицы Гагарина протяженностью 1 670 метров.

Исаев подкупает журналистов своей фискальной памятью: он помнит абсолютно все данные и цифры о городе. Рассказывает, например, что в прошлом году среднюю школу закончили 741 учащийся, из них 31 получили аттестат с отличием, в вуз поступили 457 школьников... В первый класс в новом учебном году пошли 1 020 детей.

К 2010 году, по подсчетам местных демографов, число жителей в Талгаре достигнет 50—55 тысяч человек. Отток населения снизился: например, в 2003 году из города уехало 1 331 человек, а прибыло 2 492. Выросла и рождаемость. В прошлом году на свет появились 1 143 малыша, в нынешнем уже больше — 1 700. Аким искренне радуется, что в городе впервые за последние десять лет начался прирост рождаемости. Значит, социальное положение людей улучшается. Вполне логично, говорит Исав. Это вообще его любимое выражение.

В поле зрения акимата постоянно находятся объекты социальной сферы — в ушедшем году на ремонт школ, больницы, детских садов область выделила 93 миллиона тенге. Свою лепту внесла и городская администрация: план сбора по налогам за восемь месяцев город перевыполнил. В республиканский и местный бюджеты перечислено около миллиарда тенге платежей.

В Талгаре много молодежи, которая интересуется спортом. Идеей строительства стадиона, отвечающего мировым стандартам, аким района Кенжебек Омарбаев и Сапархан Исаев сумели увлечь руководителей представительства СНГ в Международной футбольной организации (ФИФА) и казахстанских спортивных функционеров. Под объект отвели 16 гектаров пустующих земель: Футбольный союз Казахстана уже выкупил участок. Представитель фонда Дмитрий Василенко заявил, что в ближайшие месяцы они намерены приступить к строительству стадиона.

В планах Исаева значится отказ от печного отопления. Он намеревается перевести город на электрическое. Специалисты подсчитали, что это будет намного экономичнее для местных жителей, особенно малоимущих. Ведь одна тонна угля обходится в 5 тысяч тенге. К тому же город избавится от угольной копоти. Сбудется ли его мечта, покажет время. Однако и год назад в городе мало кто верил, что акиму будет под силу наладить телефонную связь. И вот недавно сдана в эксплуатацию современная цифровая телефонная станция на три тысячи номеров.

Прощаясь, я поинтересовался у Сапархана Ашеновича, где легче работается главе малого города — в Америке или в Казахстане?

— В США мэру работается легче, у него больше самостоятельности, у города есть свой бюджет. Зато у нас — интереснее! Постоянная забота о нуждах населения не дает расслабиться, — так считает Сапархан Исаев.

Геннадий ЛУНЕВ. "Казахстанская Правда", 26 ноября, 2004 г.
Постоянный адрес статьи в газете "Казахстанская Правда"

Комментарии пользователей

Dear All
Dear All аватар
Август 27, 2005 - 14:56

Исходя из вышесказанного - большая часть заслуг администрации перед городом фигня (простите за прямоту). Но я все же уверен что часть правды в статье есть - суммы, названные в статье и "пошедшие" на возрождение города.

Интересно только в каком направлении пошедшие... Хотя что я тут - мы с вами взрослые люди и направление сможем угадать и с закрытыми глазами ;) не правда ли...

_____________________
Cold be heart and hand and bone.
Cold be travellers far from home.
They do not see what lies ahead,
When sun has failed and moon is dead...

Cold be heart and hand and bone.Cold be travellers far from home.They do not see what lies ahead,When sun has failed and moon is dead...

google
реклама
Laura
Laura аватар
Август 17, 2005 - 16:24

Что за перепалка в самом деле?
И в Алмате хватает проблем. В Талгаре одни, в Алмате - другие. Хотя по части загразненности,кажется, оба города примерно на одном уровне (особенно микры).
Брат, ты был прав, говоря о том, что нельзя выдавать свое мнение за общественное - накипело и вырвалось.
Вообще, нужно поднимать уровень культуры населения, можно будет многих проблем избежать, например не сорить, чтобы потом не сокрушаться о мусоре. А насчет руководства, согласна с утверждением, что народ имеет (в литературном смысле этого слова) ту власть, которую заслужил.

__________________________
туда, где сосны на морском берегу...

Anonymous
Anonymous аватар
Август 17, 2005 - 09:58

Ух ты!!! Сколько эмоций!
По пунктам...

"Чувырла, вот ты из Алматы! У меня там много знакомых, друзей!"
Чувырла? Ха, давно не слышал таких выражений. Прям как в детство вернулся :-). Не понял, где у тебя много знакомых и друзей? В Алматы? И что? Хотя кажется понимаю, гордость что-ли? Да не стоит, нет в этом ничего особенного...

"Знаешь, просто я понимаю твои приколы над нами! Да у нас маленький городок!"
Думаю, что не понимаешь, и вряд ли поймешь. Может у тебя комплекс маленького размера? Да размер не имеет значения.

"Однако знаешь что, когда бы у тебя под окном валялись пакеты с мусором, которые на солнце просто начинают вонять, когда в мороз у нас пацаны бегают на заправку чтоб в печке ни дай бог саляра не закончилась!"
Тогда бы что?

"А ты представляешь что такое, выключить свет холодной ночью!" Представляю, я вообще ночью свет выключаю, когда спать ложусь. А вот воровать электричество - это не есть хорошо :-)). Но могу тебя понять.

"Когда температура -24C! Ты этого не знаешь, ты сидишь в тепле, и ни хрена не подозреваешь какого это, жить в таких условиях!"
Да, возможно, ты и прав, что мне замерзать не приходится, но и что с того? От этого я не смогу понять что-такое холод? Или что? Или может тебя просто расстраивает, что кто-то не замерзает?

"Так вот раз ты с этим не сталкивался, то сиди у себя в Алмате, и молчи! А если у тебя есть какое-то мнение, то засунь его себе в промежность и этим же местом пережуй!"
Здесь без комментариев. Хотя понимаю, кто-то должен управлять Римом, а кто-то пасти коз. И у этих людей уровень культуры и образования не обязательно должен совпадать.

"Без уважения, MASTA Смуглый"
См. пункт выше...

С уважением, брат

Anonymous
Anonymous аватар
Август 16, 2005 - 19:04

Чувырла, вот ты из Алматы! У меня там много знакомых, друзей! Знаешь, просто я понимаю твои приколы над нами! Да у нас маленький городок! Однако знаешь что, когда бы у тебя под окном валялись пакеты с мусором, которые на солнце просто начинают вонять, когда в мороз у нас пацаны бегают на заправку чтоб в печке ни дай бог саляра не закончилась! А ты представляешь что такое, выключить свет холодной ночью! Когда температура -24C! Ты этого не знаешь, ты сидишь в тепле, и ни хрена не подозреваешь какого это, жить в таких условиях! Так вот раз ты с этим не сталкивался, то сиди у себя в Алмате, и молчи! А если у тебя есть какое-то мнение, то засунь его себе в промежность и этим же местом пережуй!
Без уважения, MASTA Смуглый

P.S.
На дороги не жалуюсь, бывало и похуже!

P.P.S.
А на лежащих полицейских мы обычно не тормозим, а разгоняемся!
!!!No RESPEKT!!!

Anonymous (не проверено)
Anonymous аватар
Август 16, 2005 - 18:54

Весело, прикольно и сказать просто нечего! Какой город у нас Талгар хороший! Такие отчеты красивые Исаев пишет! Маладес, что сказать!
А сказать вот что можно! Наш Талгар по тихоньку превращаеться в ГОВНО ГОРОД! Вы видели че твориться сейчас на мусорках!
МУСОР ВЫВОЗЯТ ВОВРЕМЯ! Это наверное из его дома мусор вывозят вовремя, наверное так <<выражение удалено модератором>> что мобилизировал все мусоровозы чисто на свой дом! У нас же так все делаеться! Зато сидит в Ресторане ALPINA и попивает дорогой коньяк! Мож он с буха это все и понаписал!? Потому что на трезвую голову такое не напишешь!
ЛЮДИ СОРТИРУЮТ МУСОР!!! Он че, мля, издеваеться!!! Какой сортируют, иной раз эти "люди" не доносят мусор до мусорки! Вы автобазу видели? А спиртзавод, хлебзавод! Что случилось с тополевкой? Пипец пришел тополевке! Засрали все к чертовой матери! Так что Исаев, подними свою <<выражение удалено модератором>> со стула, демобилизируй несколько мусоровозов из своего дома и бегом мусор чисть!!! Ато скоро наш любимый город превратиться в заочную мусорную свалку!
Без уважения к тебе, Исаев, однако с уважением ко всем тем кого я знаю, и просто хорошим людям, писал тебе Смуглый, дурной глас города Талгара!!!

Pahenty
Pahenty аватар
Август 15, 2005 - 09:13

Мусорка 1

Мусорка 2

Anonymous
Anonymous аватар
Август 12, 2005 - 16:42

Извините, забыл подписаться

С уважением, брат

Anonymous
Anonymous аватар
Август 12, 2005 - 16:40

А Вы считаете, что проблему можно оценить только столкнувшись с ней лично? А Вы знаете, что человеку еще свойственно такое чувство как сопереживание? Так что, если проблема не касается человека лично - это не означает, что он не может ее прочувствовать. Я думаю, что как взрослый человек Вы меня должны понять. А насчет иронии, которая никому не интересна и неуместна, могу сказать следующее:
1. Выдавать личное мнение за общественное мне кажется не очень красиво;
2. Вы все-таки ответили на неинтересный пост, мне это льстит;

Да и еще, к сведению:
Ирония - тонкая, скрытая насмешка (Ожегов)
Ирония - речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание (Даль)
Ирония - отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения...(БЭС)

Я думаю, что кто и мог озлобиться на мой пост, так это только сотрудники Акимата, т.к. насмешка была адресована не жителям г. Талгара.
Вы работаете в Акимате г. Талгара?

google
реклама
Laura
Laura аватар
Август 12, 2005 - 16:14

Насколько я понимаю, Вас лично затронутая проблема не коснулась. Поэтому Ваша ирония никому не интересна и, по меньшей мере здесь неуместна

__________________________
туда, где сосны на морском берегу...

Anonymous
Anonymous аватар
Август 12, 2005 - 15:25

Ну что вы так набросились все?!!!
Мусор у них не вывозят! А вы не мусорите. Недаром говорят, что чисто не там где убирают, а там где не сорят. Воды у них нет! А дождь вам на что? Зимой - снег... Перебои с электричеством? Так это ведь для вашего блага. У вас такой замечательный воздух (это я вам говорю как житель Алматы), проводите больше времени на природе. Дороги плохие? Не смешите меня. В Алматы специально лежачих полицейских устанавливают, а у вас все продумано заранее. Все для вашей безопасности. И насчет отопления. Вы знаете, что тепличные условия отрицательно сказываются на здоровье человека? У вас ведь есть все условия для закливания собственного организма. Нет, что не говори, а вы должны благодарить городские власти за такую заботу о жителях...
С уважением, брат

Anonymous
Anonymous аватар
Август 5, 2005 - 16:51

Просто возмущена содержанием этой статьи. Всю жизнь живу в Талгаре, сначала на автобазе, теперь на Попова. Коммунальные проблемы огромные и никто, кроме жителей их решать не хочет. Те же газовые баллоны в каждой квартире, электрические печки, титаны, древние трубы и проводки, чинить не перечинить. Про мусор, вообще нечего говорить - контейнеров катострофически не хватает, около каждого огромные кучи, прямо на центральных улицах, не говоря уже о закоулках.
На самом деле очень люблю этот город,жутко на все это смотреть. Проблем много и не коммунальных, а деятельности акима не видно абсолютно.
Действительно, жалко город.
Лаура

diesell
diesell аватар
Август 5, 2005 - 08:22

Посмотрите, на перекресток улиц Бокина и Попова. Два или три мусорных ящика на весь район. Смрад такой... А тут, все чинно и благородно в разноцветных пакетах... Чудно.

----------                     ___
|^^^^^\\BEER|""\\_,_ |   |
|___________||___|__|)

Den
Den аватар
Август 4, 2005 - 16:46

Да, читаешь статью и радуешься за людей, которые проживают в таком сказочном городке Талгар. Сказка о городке идущим в ногу со временем, да и еще являющимся эталоном для других городов-спутников - это из ряда фантастики, хотя её и рассказывает вполне компетентный сказочник - аким города, г-н Исаев.
Насамом деле, это так, или это очередное запудривание мозгов? А может быть, это просто-напросто показуха, перед столичным корреспондентом? (чтоб не выглядеть совсем плохим акимом и отчитаться за поездку в США)
Я, коренной житель Талгара. Проживаю уже 27 лет. Кроме постоянного ухудшения условий жизни - я ничего не вижу.
Давайте попытаемся рассмотреть и проанализировать то, чем так горд аким: водоснабжение, мусор, отопление.
Итак, водоснабжение: действительно, городок испытывает трудности с водообеспечением, особенно частного сектора. Возможно, и предпринимаются какие-то меры. Но в чем проблема? А проблема заключается в том, что частники-колхозники используют не арычную (как это положено), а питьевую (из под крана) воду, потому что арыков как таковым у нас нет и вода на них не подается. Арыки забиты мусором или находятся в непригодном состоянии. Чья вина? Сказочника-акима? Директора водоканала ? или еще кого-нибудь? Искать бесполезно - не найдешь?
Да, можно сказать, что люди сами должны подумать о себе, собраться, скинуться, выйти на "субботник". Но разве они не платят за воду? И разве, проверка водокоммуникаций не входит в обязонности соответсвующих инстанций?
Мусор: Отдельный разноцветные мешочки для каждого вида мусора.ХА-ХА-ХА. Вот здесь аким перегнул палку. Нет у нас такого и не будет. А мешочки, которые имел ввиду аким -скорее всего обычные целлофановые пакеты (которые продаются на каждом углу) используемые гражданами в целях удобств по выносу мусора. Согласитесь, легче кинуть мешок мусором в общую кучу, чем пробираться с мусорным ведром через все д... к контейнерам. Грязно у нас? И не будет лучше?
В подтверждение могу привести мусорку в районе Грушовая - Бокина. Район большой, состоящий не только из многоэтажек, но множества частных домов. Каждый выносит мусор в единственные два контейнера стоящих за домом №10 и 3- перед №19. Да еще залетные- частники бывают? За 1-2 дня контейнеры полные. Машина по уборке приезжает 1-2 раза в две недели (раньше 2-3 на недели). И все это лежит и воняет, а неподалеку детишки играют, потому что негде им больше (Тоже кстати проблема - отсутствие детских площадок?)
Отопление: в свое время загубили всю отопительную систему, а теперь трубят о том, что все живут в тепле и уюте. Сплошное вранье!!!
В городе, есть единицы многоэтажек в которых установлены автономные отопительные системы и которые еще работают (из-за высокой цены на топливо, многие отказались). Кстати, все отопительные системы покупались за собственные кровные денежки жильцов (сам вкладывал около 500 долл). И акимат, в лице главного сказочника - никакого отношения к этому не имел. Но может, лишь разрешение дал- так это его обязанность, да и надо же о чем то вышестоящему начальству докладывать. Хотя припоминаю один случай, когда при содействии акимата или акима было приобретено топливо по низкой цене. Вот и все. Хотел бы сказать пару слов и об идее акима с переводе на электрическое отопление. Очередная глава из сказки. Наверное аким не помнит как отапливались жильцы домов до того как он "установил" автономные печи. Именно от электричества. И что из этого вышло? Что не вечер, то ужин при свечах. Не выдерживает проводка напряжения. Старая. И менять никто не хочет за свой счет.
Вообщем есть о чем призадуматься и сказочнику-Акиму и нам слушателям. Честно говоря, жалко городок - чахнет.
Хотелось бы, чтоб у сказки был хороший конец.

Vitek
Vitek аватар
Август 3, 2005 - 10:06

"Нет здесь проблем с водоснабжением, теплом и газом..."
Живу на автобазе. В последнее время с водой что то не понятное происходит, то ее нет то идет такая, что смотреть на нее страшно.
Газ приходится брать в баллонах, и стоят наши многоэтажки напичканые этими баллонами как бомбы замедленного действия. Если у одного рванет, то потом по цепной реакции весь дом может разнести. А если пожар...

"А обеспечить многоэтажки котлами автономного отопления помог районный акимат"
Хотел бы я узнать, каким многоэтажкам помог акимат? У нас все проблемы с отоплением сами жильцы решают.

Pahenty
Pahenty аватар
Август 2, 2005 - 14:04

Я ни разу не видел мешки разного цвета для мусора. Возле нашего дома мусор тоже реко вывозят, пока контейнеров видно из под мусора не станет - не приезжают. Но когда убирают, то подбирают почти все.

Lyalikk
Lyalikk аватар
Август 2, 2005 - 13:39

Если бы жида в другом городе и прочитала эту статью, то обязательно подумала: "Надо же, какой аким замечаточный... и все у них хорошо!!!"
Согласна, телефоны работают, может людям потеплее будет. Но про мусор...Я КАТЕГОРИЧЕСКИ не могу согласиться с написанным, потому как каждый морнинг прохожу мимо свалки, вокруг которой в радиусе нескольких метров валяется всякое д.... :( и убирают эту мерзость крайне редко, а если и убирают... короче....
А так, живи и процветай, славненький наш Талгарчик

Lyalikk
------------------
Love trust and hope

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить".

Warning: Table 'etalgarcom.accesslog' doesn't exist query: INSERT INTO accesslog (title, path, url, hostname, uid, sid, timer, timestamp) values('', 'node/38', 'http://e-talgar.com/node/38', '172.17.0.1', 0, 'i34rp59pskpt3s76js94h0pi65', 0, 1714101830) in /var/www/htdocs/includes/database.mysql.inc on line 172